Покаяние

Что означает Покаяние?

Покаяние означает стонать и страдать, то есть плакать из раскаяния о совершенном проступке или грехе.

Почему Покаяние считается таинством?

Человеческое существо греховно. Несмотря на то, что таинствами Крещения и Помазания он очищается от грехов и усыновляется Господом, но еще множество раз он согрешает, нарушает божественные условия усыновления. А когда оглядывается на свои грехи, то раскаивается и плачет, то есть кается. И Господь прощает его, и восстанавливается его божественное усыновление. Эта перемена в душевной жизни человека и есть таинство.

Не следует ли из этого, что покаяние поощряет греховность?

Хотите сказать, что если покаяние является средством искупления грехов, то человек может сознательно грешить, а потом покаяться и очиститься? Были такие толкования и до сих пор существуют. Однако даже думать о таком уже грех, и он непростителен для всякого благопристойного верующего. Принцип христианской религии – хранить благодать божественного усыновления разумом и душой. И если христианин, несмотря на свои искренние усилия, согрешит и почувствует, что грехом опорочил свой образ христианина, то может покаяться и получить отпущение. А если он грешит сознательно и умышленно, то злоупотребляет снисходительностью Господа, что само по себе является тяжёлым грехом и в этом случае покаяние будет фальшивым.

Значит, есть предел покаянию?

Господь не желает смерти грешникам. Безгранично и беспредельно милосердие Его. Но это не может стать причиной настолько превратного толкования смысла милости Божией. Напротив, долг христианина быть всегда бдительным и готовым ко всякой случайности и испытанию, дабы не поддаться греховным соблазнам.

Следовательно, согрешивший должен:

А) искренне раскаиваться в совершенных грехах и быть уверенным, что больше не повторит подобных проступков,

Б) с трепетом и воодушевлением молиться, каяться пред Господом и просить искупления грехов, так как терпение и благость Божья дают возможность грешнику покаяться и оправдаться (Рим.2:4),

В) всегда помнить, что он спасся кровью Иисуса Христа и обязан следовать примеру Его невинной жизни.

Молитва является самым действенным средством против согрешения. Искренне и праведно молящийся не грешит и не может согрешить.

Что такое исповедь?

Когда человек глубоко и искренне осознает свою ошибку, принимает ее и заявляет о своем раскаянии пред Господом и Церковью, то это называют исповедью, за которой сразу же следует покаяние.

Как следует из данных выше пояснений, исповедь, в первую очередь, совершается в человеке пред собственной совестью и становится основой для покаяния. Иными словами, покаяние невозможно без исповеди.

Какие правила приняты в Армянской Церкви для покаяния?

Наша Церковь действует, согласно законам ранней христианской Церкви, то есть пост, молитва, публичная исповедь, раскаяние, благородные и благотворительные деяния, обязательства и т.д.

В дни покаяния псалмы и молитвы, шараканы и отрывки из Библии, публичные исповеди приобретают такую форму и порядок поклонению Господу, что невозможна не растрогаться и покаяться.

Есть ли нужда в подобных средствах внешнего воздействия, не излишни ли они?

Нет. Народ Церкви сам по себе образует единое целое. Ее члены связаны не только различными взаимоотношениями, но и братством святого Крещения, так что преимущество или недостаток одного из них имеет влияние на всю Церковь. Поэтому публичные молитвы, публичные исповеди, как условие благополучия Церкви, исходят от народа, который и есть сама Церковь.

Верно ли мнение тех, кто считают излишним исповедание в церкви перед невежественным и недостойным священником?

Неверно. Когда люди, защищая свои права, обращаются в суд, неужели они смотрят на виновность или добродетель судей. Конечно, нет. Так и здесь, кто думает, что они справедливы, а другие – виновны, они достойны, должны вспомнить притчу Евангелия о фарисее и мытаре (см. Лк. 18:9-14)

Значит, не надо принимать во внимание достоинства священнослужителя?

Наоборот. Было бы прекрасно, если бы все священники были святыми. Но в данном случае речь идет не о святости духовного отца, а о долге христианина. Перед тем, как осуждать другого, человек должен судить и оценить самого себя. Об осторожности в осуждении друг друга говорит апостол Павел в главе 14 к Римлянам.

Никто не должен испытывать гордость, считая себя более святым  или более достойным своего пастыря, а должен преклониться перед ним, дабы слушать покаяния верующих.

Тогда в чем состоит наш долг?

И мирянин, и священник – все мы должны стараться быть чистыми перед своей совестью и пред Господом; с любовью и широтой мышления уважать порядок и закон нашей святой Церкви; делать все, чтобы на практике способствовать ее процветанию и благоустроенности.

К сожалению, многие не понимают смысла исповеди и покаяния, не осознают их необходимости  в своей жизни; есть и такие, кто считает их показными, и, следовательно, излишними. Однако они не могут быть лишними, так как вся жизнь человека состоит из падений и взлетов – и духовных, и материальных. Каждый взлет полон переживаний, опасений о падении, и, наоборот, в каждом падении есть надежда на взлет. Следовательно, покаяние, раскаяние, исповедь присутствуют на протяжении всей жизни человека. Сильно ошибаются и лукавят те, кто считают, что они единожды покаявшись, обретут спасение. Нет, покаяние должно сопровождать человека по всей жизни до момента смерти. Многие известные святые и непорочные святые отцы, которые всю жизнь провели в духовном бдении, в покаянии, исповеди, раскаянии и святости, у предсмертного орда считали себя не покаявшимися и недостойными царствия небесного.