Церковный календарь насыщен постными днями. Каждая среда и пятница являются днями поста: среда – как день предательства Иисуса Иудой, пятница – как день распятия Спасителя. Кроме того, за неделю перед каждым из великих церковных праздников также назначаются постные дни.
Сразу после Истинной Масленицы начинается Великий пост – период воздержания, покаяния, самоанализа и молитвы. Дни Великого поста, как и любого другого, можно назвать периодом духовного просвещения, замаливания грехов. Великий пост является наиболее длительным периодом среди подобных: он длится семь недель, за вычетом субботних и воскресных дней. Утверждение этого поста восходит к сорокадневному периоду, проведенному Иисусом Христом в пустыне до явления людям в качестве Господа. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола, – рассказывает евангелист Матфей, – и постился сорок дней и сорок ночей». Следуя примеру Иисуса, отцы церкви утвердили сорокадневный пост перед праздником Воскресения Христова (Пасхи), чтобы верующие имели возможность покаяться и осмыслить свои поступки. «Приблизьтесь к Богу и приблизится к вам», – наставлял апостол Иаков.
Кроме того, что посты вообще имеют важное воспитательное значение и благотворно воздействуют на духовное самочувствие, они, очищая организм, влияют и на физическую сторону жизнедеятельности. Тем, кому по причинам физического недомогания трудно соблюдать все дни Великого поста, Церковь рекомендует соблюдать по крайней мере первую и последнюю постные недели. В период поста следует отказываться от мясных и молочных продуктов и потреблять растительную пищу. В ранний период Армянская церковь отказывалась также и от рыбных продуктов, но в дальнейшем этот запрет был снят.
Воздержание не должно стать самоцелью и пыткой для человека, – чтобы достичь искомых результатов, он должен принимать требования поста как желаемую реальную возможность духовного и физического исцеления, обновления.