Слово таинство с религиозной и богословской точки зрения означает явление незримого, как, например, при Крещении таинством является обращение человека в христианина, то есть происходит что-то невидимое. А вот обряд и церемония, по которым совершается крещение, являются реальным выражением таинства. Следовательно таинство – это не только что-то незримое, но и его внешнее выражение в обрядах и церемониях
Таинство надо воспринимать с верой и благочестием, так как святая христианская вера, как мы видим, сама основана на вере. Следовательно, без веры и богобоязненности невозможно принять таинство.
Для христианской жизни таинство является духовным импульсом и средством для того, чтобы постоянно пребывать в Божьей благодати, жить на высоте духовной жизни и доказывать своими делами, что спасение, проповедуемое Иисусом Христом в Евангелие, стало духовной реальностью в жизни и вере христианина. Таинство надо рассматривать с этой позиции. По этой причине важно не только знать богословское значение таинства, но, более того, как обязанность по жизни, осуществлять их религиозное и духовное содержание, воплощать их нравственную красоту. И если не вложить понимание этого в христианское образование, если не изучать таинства с богобоязненностью, то не удастся нам ощутить на себе божественное благословение и благодать.
Армянская Апостопольская Церковь принимает семь таинств – Крещение (Ин. III. 3-8, Мф. ХVIII 19), Миропомазание или Знамение (Деян. VIII. 14-17, ХIХ. 6, 2 Кор. I. 21-22, Ефес. I. 13-14), Покаяние (Мф. IХ. 17, Лк. ХIII. 1-5), Причастие (Лк. ХХII. 19-20, Ин. VI. 48-59), Венчание (Мф. ХIХ. 3-7, Ефес. V. 22-23), Посвящение или Рукоположение (Деян. VI. 6, ХIII. 3, 1 Тим. IV. 14, 2 Тим. I. 6), Елеопомазание или Соборование (Иак. V. 14-15, Мф. Х 1, Мк. VI. 13).
Из существующих семи таинств Крещение, Миропомазание, Покаяние и Причащение являются абсолютной необходимостью для каждого христианина, если он является таковым и хочет прожить христианскую жизнь. Бракосочетание и Рукоположение – добровольны, а Елеосвящение происходит в зависимости от обстоятельство.
Крещение совершается один раз: единожды крещеный не может быть крещен еще раз. Таким таинством является и Миропомазаниие.
Причащение и Покояние совершаются постоянно.
Бракосочетание может быть совершено несколько раз, если один из супругов умер, или, если супруги считаются разведенными по канонам Церкви, то есть при наличии решения о разводе они имеют право вновь сочетаться браком.
Рукоположение – добровольное таинство и не может повториться.
Елеосвящение предназначено только для больных, проводится в добровольном порядке и может повторяться.